Постельное белье – один из древнейших элементов быта человека; об этом свидетельствуют как исследования историков, так и декоративные элементы, которые украшают постельное белье до нынешних дней, а также сохранившийся обычай дарить постельное белье молодоженам и многое другое.
Издавна славяне придавали большое значение всем предметам домашнего обихода; очень важная, а часто и мистическая роль приписывалась одежде и белью, в том числе и постельному белью. Одежда и белье были призваны защитить человека от враждебных сил, недаром глагол «разоблачать» означает «снять одежду» и «открыть помыслы человека, сделать его беззащитным» одновременно.
Постельное белье ночью выполняло такую же защитную функцию, как одежда днем. Сакральное значение изготовления и украшения постельного белья было велико еще и потому, что по народным верованиям ночь – время царствования нечистой силы, когда человек особенно уязвим, тем более что во время сна он раздет и безоружен.
Защитить человека, прежде всего, были призваны рисунки, которыми вышивали
постельное белье. Многие традиционные элементы сохранились в рисунках тканей для изготовления постельного белья до сих пор.
Чаще всего
постельное белье украшалось символическими изображениями солнца или символами солнечного круговорота, обозначающими возрождение света с наступлением утра, и его победу над тьмой. Такой «солнечный» элемент рисунка постельного белья в самом схематичном своем представлении имеет форму круга. Постельное белье с круговым орнаментом не только защищало от темных сил, но и «охраняло» благополучие дома, потому что солнце и круговорот времен года приносили человеку все необходимое для жизни.
Постельное белье вышивалось и другими символическими рисунками: волны и зигзаги в украшении постельного белья изображали стихию воды («хляби небесные»), ромбы и квадраты символизировали землю, точки – зерно.
Постельное белье могло иметь и растительный орнамент. Ростки, всходы ассоциировались с богатым урожаем, приходом весны, плодовитостью женщины – с прибавлением в широком смысле слова.
Иногда постельное белье украшалось изображениями реальных или мифических животных. Домашние животные в языческом сознании наделялись как бытовой, так и сакральной функцией: петух, например, не только символизировал достаток, но и предвещал появление солнца. Постельное белье, вышитое фигурками коней, «оберегало» мужчин дома, а постельное белье, украшенное изображениями домашней птицы, – женщин. Мифические животные, по верованиям, были опасными существами и благоволили только особым людям, поэтому такой рисунок не мог присутствовать на постельном белье простолюдина, и предназначался для постельного белья знатных особ.
Редко в старинных рисунках для украшения постельного белья можно увидеть антропоморфные образы, изображающие богов или прародителей. Человекоподобные фигуры вышивались на особом постельном белье, связанном с важнейшими событиями жизни, например, на белье для первой брачной ночи.